Верховный суд КР

Верховный суд КР является высшим органом судебной власти, уполномоченным осуществлять правосудие по делам разной юридической направленности (административным, уголовным и т. д.). В своей работе он руководствуется едиными и общими правилами судопроизводства, установленными профильными законами. Решения ВС обязательны к исполнению на всей территории страны.

История

Верховный суд как отдельный орган был учрежден в 1924 году, когда было принято постановление о размежевании республик Средней Азии, что стало предпосылкой для образования Кара-Киргизской автономной области. Она вошла в состав РСФСР и на тот момент состояла из 4-х отдельных округов.

В декабре 1936 г. в СССР была принята новая редакция Конституции, в соответствии с которой после преобразования появилась Киргизская ССР, а Главный суд стал Верховным судом. Чтобы расширить его возможности и укрепить позиции, в его структуру и функции был внесен целый ряд изменений. Впоследствии Суд стал рассматривать дела и выносить приговоры, действия от имени Киргизской ССР.

После провозглашения независимости в 1993 г. была принята Конституция, которая закрепила разделение ветвей власти на исполнительную, законодательную и судебную. С этого момента начался новый виток в развитии Верховного суда.

Чтобы регламентировать работу данного судебного органа, в 1998 г. была создана Комиссия, которая должна была подготовить предложения по проведению судебной реформы. На тот момент действия ветвей власти не были согласованы, из-за чего часто возникали юридические коллизии. Чтобы решить эту проблему, Комиссия подготовила проект профильного закона для регулирования порядка и организации работы судов. В 1999 г. он был принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша.

Существенные изменения в работе судебной системы произошли в 2003 году. Новый вектор ее развития был определен после утверждения очередной редакции Конституции. В частности, был упразднен ранее действующий порядок назначения местных судей, а арбитражные суды были интегрированы в судебные органы общей юрисдикции.

В 2003 г. был принят закон, определяющий регламент работы Верховного суда в Кыргызской Республике. А в рамках реформирования системы были реализованы предложения Президента, направленные на формирование независимой, эффективной и справедливой системы. В ее основу были заложены такие идеи:

  • деятельность органа должна быть прозрачна для граждан;
  • суд должен быть доступным всем представителям гражданского общества, независимо от социального положения и статуса;
  • гражданам следует создать приемлемые условия для участия в правосудии;
  • в систему необходимо привлекать новые кадры, которым близки современные правовые ценности;
  • уделять больше внимания восстановительному, а не карательному подходу.

В 2008 г. был возрожден институт наставничества для оказания практической и методической помощи местным судам. Обязанность проводить такую работу была возложена на судей Верховного суда КР, каждый из которых закреплен за отдельным регионом.

Структура

Верховный суд КР состоит из 31-го судьи, Председателя и 3-х его заместителей (срок полномочий 3 года). Они избираются на общем собрании ВС большинством голосов. Изменение численности или структуры суда возможно только по предложению Совета судей.

Структура ВС КР выглядит следующим образом:

  • Пленум. Данный орган уполномочен рассматривать обобщения и другие материалы практики, давать разъяснения по их применению. Он также избирает коллегию, исходя из необходимой специализации. Пленум утверждает нормативы допустимых нагрузок на действующих судей и рассматривает иные вопросы, которые касаются деятельности и организации работы судов.
  • Судебная коллегия по гражданским и экономическим делам. Сфера деятельности — гражданское право и правонарушения в экономической среде.
  • Судебная коллегия по административным делам. Выступает в роли апелляционной инстанции по актам первой инстанции соответствующей направленности.
  • Судебная коллегия по уголовным делам и делам о проступках. Занимается пересмотром дел и вступивших в силу судебных актов первой инстанции.

Каждая коллегия состоит из 3-х судей, которые рассматривают дела и принимают решения.

Полномочия

Опираясь на действующий закон и исходя из своих полномочий, Верховный суд КР может:

  • пересматривать дела после завершения судебного процесса, если открылись новые обстоятельства, которые могут повлиять на результаты рассмотрения;
  • пересматривать материалы или судебные дела в кассационном порядке;
  • вести статистику судебной системы, обобщать и изучать действующую практику;
  • исполнять другие обязанности в рамках утвержденных полномочий в соответствии с действующими законодательными нормами КР (исключение – полномочия, возложенные на Конституционный суд).

Регламент

Порядок организации работы ВС КР регламентирован Констатацией и другими законодательными актами. Чтобы деятельность судебного органа была легитимной, осуществляется делопроизводство, ведется учет нормативных актов и законов, а также статистика, утвержденная председателем ВС. Она основывается на первичном учете, когда используются специальные карточки по каждому отдельному делу (в электронной форме и/или на бумажном носителе). Ответственность за своевременное представление и достоверность статистических данных несут председатели утвержденных судебных коллегий ВС.

Председатель и его заместитель могут выполнять возложенные на них обязанности в течение 3-х лет. Один и тот же судья, ранее занимавший такую должность, не может на нее претендовать два срока подряд.

Первое собрание ВС КР проводится после утверждения 2/3 состава его судей, но не позднее 10-ти дней после принятия присяги. Избрание Председателя и его заместителя считается легитимным, если голосование проводилось при участии минимум 2/3 судей от общего их числа.