Конституция КР

Конституция Кыргызской Республики (КР) – это нормативно-правовой акт, который обладает высшей юридической силой. С момента принятия основного закона (утвержден Жогорку Кенешом 5 мая 1993 г.), в него неоднократно вносились правки и изменения. На данный момент действует редакция, принятая в рамках референдума 11 апреля 2021 г.

История

Первая Конституция была утверждена в 1929 году. Согласно ее положениям, государственными признавались два языка. Документ должен был утвердить Всероссийский съезд Советов. Но по целому ряду причин и обстоятельств основной закон так и не был принят, впрочем, как и Конституции других республик, которые на тот момент на автономных правах входили в состав СССР.

В 1937 г. проект Конституции Киргизской ССР, несмотря на противоречия, все-таки был утвержден, но с дополнениями и изменениями.

В 1978 г. появился новый проект основного закона. Документ после одобрения был вынесен на обсуждение путем печати в местных и республиканских периодических изданиях. Окончательно Конституция была принята в рамках внеочередной сессии.

В мае 1993 г. Кыргызская Республика как независимое государство обрела свою первую Конституцию, которая была утверждена «легендарным парламентом». В его состав вошли парламентарии, которые победили в альтернативных первых выборах после распада СССР. Первоначальный проект документа рассматривался и обсуждался 2 года. Впоследствии в него несколько раз вносились законодательные правки и новые нормы.

В 2010 г. произошли серьезные изменения в форме управления: вместо президентской республика стала парламентской. Это было обусловлено объективными причинами: два предыдущих президента КР были свергнуты с занимаемых должностей в ходе революций. И возникла необходимость ограничить полномочия главы государства, что было отражено в новой редакции Конституции. Принятыми правками был сокращен срок президентских полномочий до 6-ти лет без возможности переизбрания, увеличено количество депутатов и введена квота по количеству мест в парламенте для каждой партии.

Последняя редакция основного закона была утверждена на Конституционном референдуме, который прошел 11 апреля 2021 г. По его итогу Кыргызская Республика приняла президентскую форму правления.

Правки 1994 года

Две существенные правки в Конституцию КР были приняты в рамках референдума, который прошел 21 сентября 1994 года по Указу действующего на тот момент Президента. По итогам голосования были приняты изменения следующего характера:

  • Дополнен и изменен перечень вопросов, которые подлежат рассмотрению на всеобщем народном голосовании. Таким способом могут приниматься решения о государственной жизни и курсе, который определяет вектор развития страны.
  • Утверждена форма законодательной власти — государственный орган, состоящий из двух палат: Законодательное собрание для представления интересов народа и Собрания народных представителей для защиты территориальных интересов.

Правки 1996 года

С целью разграничения полномочий двухпалатного парламента и уточнения характера взаимоотношений между отдельными ветвями власти по Указу Президента в 1996 г. в стране было проведено очередное всенародное голосование. По его итогу были приняты такие изменения:

  • Президент получил право по собственной инициативе назначать определенных должностных лиц (местных глав госадминистраций, министров и т. д.);
  • закреплено положение, что законы, принятые для усиления налогового давления и увеличения налоговых отчислений, не имеют обратной силы;
  • должностные лица госорганов назначаются с их согласия;
  • в случае отставки Премьер-министра другие члены Правительства также лишаются своих должностей;
  • в определенных ситуациях Президент может распустить Парламент (одну или обе его палаты), но в то же время Парламент вправе в особых случаях снять Президента;
  • Парламент лишился права по собственной инициативе поднимать вопрос об отставке Правительства.

На первый взгляд Конституция КР 1996 г. наделяла Правительство большими полномочиями. Но по факту все ветви власти были подконтрольны только Президенту. Полномочия главы государства были усилены, а Парламент лишился права управлять государством и влиять на его решения.

Правки 2016 года

С целью расширения должностных полномочий Премьера летом 1996 г. в Парламент на голосование был вынесен новый проект поправок к действующей на тот момент Конституции. Парламентарии в первом чтении одобрили документ, и было принято решение о проведении референдума.

В соответствии с утвержденной процедурой палата Верховного суда поддержала правки, посчитав, что они не нарушают закон (10 голосов «за» и 1 «против»). Но Венецианская комиссия, исходя из анализа законодательных изменений, сделала вывод, что новые правки могут нарушить баланс ветвей власти. Несмотря на негативное заявление и отсутствие представителей ОБСЕ, в декабре 2016 г. прошел всенародный референдум. По результатам голосования в Конституцию КР были внесены предложенные правки.

Конституция 2021 года

Последний конституционный референдум состоялся 11 апреля 2021 г. в день проведения выборов в местные органы власти. Ключевой вопрос, который на нем рассматривался – это изменение конституционного строя. По результатам всенародного голосования Кыргызская Республика по форме правления перестала быть парламентско-президентской и стала президентской.

В принятом документе установлен новый срок, в течение которого Президент может исполнять свои обязанности – 5 лет. По их истечению он вправе повторно баллотироваться на должность главы государства, но только один раз. В предыдущем варианте документа срок президентских полномочий составлял 6 лет, но глава государства не мог занимать данный пост две каденции подряд.

В новом проекте существенно расширены полномочия и возможности Президента. Глава государства теперь может выбирать и назначать руководителей администраций регионов, определять состав и структуру Кабинета Министров. Президент также получил право вводить режим ЧП и по своей инициативе назначать дату следующих парламентских выборов. Но подобные решения могут приниматься только по итогу положительного результата плебисцита.

Еще одно существенное изменение, предусмотренное Конституционными правками – создание Кабинета Министров вместо ликвидированного правительства. При этом определять состав и структуру данного органа уполномочен Президент, а администрация во главе с Премьером обязана всесторонне обеспечивать его деятельность. Дополнительно был учрежден курултай (народный съезд) с правом создания законодательных инициатив. А количество избираемых депутатов было сокращено в два раза, причем часть из них теперь будет избираться в одномандатных округах.

Структура

Действующая Конституция КР состоит из Преамбулы и пяти разделов. В Преамбуле говорится, что народ Кыргызской Республики в целях равноправия и справедливости, признавая общечеловеческие принципы и основы народовластия, принимает данный свод законов в качестве верховенства права, тем самым выражая намерение укрепить независимость государства.

При этом структура документа выглядит следующим образом:

  • Преамбула.
  • Раздел I. Основы конституционного строя (политические, социально-экономические, духовно-культурные).
  • Раздел II. Права, свободы и обязанности граждан (общие принципы, гражданские, личные, политические, социальные и экономические).
  • Раздел III. Органы государственной власти (Президент, законодательная, исполнительная, судебная власти и органы госвласти со специальным статусом).
  • Раздел IV. Местное самоуправление (порядок избрания, функции, полномочия).
  • Раздел V. Порядок внесения и принятия изменений и дополнений.

Интересные факты

Несмотря на то, что в основной закон КР неоднократно вносились изменения, решением властей Днем Конституции Кыргызстана по-прежнему является 5 мая.

Самый нежизнеспособный проект — это документ 2006 года. Он просуществовал только 42 дня.

Поправки в основной закон страны вносились более 10-ти раз: каждые 2,5 года, причем чаще всего это происходило в декабре и октябре (по 3 раза).

Подлинник Конституции КР потеряли в октябре 2016 года. Позже его нашли, но выяснилось, что законодатели подготовили два экземпляра документа. Впоследствии они так и не были сведены в единое целое.

В большинстве случаев правки касались деятельности основных органов власти: правительства, парламента и Президента. Чаще всего это делал Аскар Акаев. Именно под его руководством документ менялся 5 раз. А самой долгосрочной оказалась Конституция 2010 года. Принятая на референдуме после Апрельской революции, она не менялась более 6-ти лет.